АСПЕ́КТНОЕ ОБУЧЕ́НИЕ.
Направление в преподавании языка, при котором отдельно отрабатываются языковые явления разных системных уровней (фонетика, лексика, грамматика, стилистика) с выходом в речевую практику. При А. о. занятия по отдельным уровням системы языка выделяются в особые организационные формы, часто в особые дисциплины (например, стилистика, перевод).
С позиции теории речевой деятельности А. о. направлено на дифференцированное формирование речевых навыков разного типа, которые являются частью речевых умений. Синтез таких навыков, отработка их взаимодействия в речи осуществляются на занятиях по практике языка, носящей комплексный характер. В этом случае комплексное обучение понимается как преподавание, направленное на формирование речевых умений. Принято выделять аспекты обучения, представляющие разные уровни языка (фонетический, лексический, грамматический), аспекты, связанные с разными функциональными типами текстов (стилистика) и частными дисциплинами (перевод, лингвострановедение, анализ художественного текста). В современной методике выделяются понятия аспектного и комплексного обучения, не противоречащие друг другу (аспектно-комплексное обучение). А. о. следует противопоставлять неаспектному, а комплексное обучение - дифференцированному обучению по видам речевой деятельности. Критерии для такого рода противопоставления следующие: в первом случае - характер отрабатываемых на занятиях речевых навыков, во втором - степень комплексности коммуникативных умений.